При оптимизации затрат бизнес и госорганы в первую очередь сокращают расходы на услуги внешних консультантов, пытаясь заменить или компенсировать их внутренними компетенциями. Однако «внутренний консалтинг» не всегда сопоставим по качеству с услугами профессиональных консультантов. При этом относительно недорогой отечественный консалтинг за последние годы вышел на новый уровень и уже может и должен стать катализатором развития экономики страны. Таким мнением поделились эксперты консалтинговой компании CSI Group – генеральный директор/управляющий партнер Алихан Байдусенов и руководитель проектов Дармен Койшыбаев.
Опыт vs экономия
Бизнес и государственные органы могут либо привлекать внешних консультантов, либо создавать консультационную практику внутри – из действующих сотрудников. В чем преимущества и недостатки обоих подходов? «Нередко в компании приходят к мнению, что существует постоянная потребность в изменениях и, соответственно, в проектном консалтинге. И, чтобы ограничить долгосрочную зависимость от консалтинговых компаний, некоторые организации создают внутренний консалтинг», – пишут в своем аналитическом материале эксперты. По их мнению, главным преимуществом использования такой модели является то, что в долгосрочной перспективе внутренний консалтинг обходится дешевле для самой компании. Более того, сотрудники лучше понимают специфику организации, и, в отличие от внешних консультантов, внутренние консультанты всегда участвуют во внедрении разработанных рекомендаций. Вместе с тем, на взгляд авторов материала, привлечение внешних консультантов дает такие преимущества, как независимость, свобода в суждениях и оценке. «В этом и заключается ценность профессиональных консультантов: они говорят то, что подтверждается фактами, а не то, что хочет слышать клиент», – отмечают аналитики. В числе преимуществ внешних консультантов они называют проектную работу с несколькими компаниями и, возможно, в разных частях мира, что дает таким специалистам богатый опыт завершенных проектов и креативное мышление. Еще одно преимущество заключается в самом факте работы в специализированных консалтинговых фирмах с жестким отбором при приеме на работу. По мнению авторов материала, внешние консультанты хороши в роли катализатора изменений (например, они действуют без оглядки на старые бизнес-процессы). И именно внешних специалистов лучше привлекать для крупномасштабных проектов, требующих глубоких отраслевых познаний, или же когда организации требуется дополнительный независимый взгляд на проблему. «Психологическая» причина выбора: возможно, руководство компании будет больше ценить продукт, разработанный за деньги, и ответственно отнесется к выполнению рекомендаций консультанта, привлеченного на рынке.
Ваш комментарий
Вы можете оставить свой комментарий